Работа с детьми ОВЗ в МАОУ "Гимназия № 4"
Согласно ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ "Об образовании в РФ", в МАОУ "Гимназия № 4" города Норильска созданы условия для обучения, сопровождения и индивидуального подхода отдельных категорий детей с ОВЗ, инвалидов.
С обучающимися работают социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагоги-организаторы, так же созданы психолого-педагогические и материально-технические условия для комфортного обучения детей с ОВЗ, инвалидов.
В настоящее время в гимназии обучаются дети:
С ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
- с нарушениями речи
- с задержкой психического развития (ЗПР)
- с нарушениями зрения
- с нарушением опорно-двигательного аппарата
Дети-инвалиды
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- с нарушением зрения
В 2024-2025 учебном году МАОУ "Гимназия № 4" реализует:
1. Адаптированные основные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО обучающихся с ОВЗ:
Адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) (Вариант 5.1) - программа размещена на сайте МАОУ "Гимназия № 4".
Адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (Вариант 7.1.) - программа размещена на сайте МАОУ "Гимназия № 4".
Адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Вариант 6.1) - программа размещена на сайте МАОУ "Гимназия № 4".
Адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Вариант 6.2) - программа размещена на сайте МАОУ "Гимназия № 4".
Адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - программа размещена на сайте МАОУ "Гимназия № 4".
Адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования обучающихся с нарушениями зрения - программа размещена на сайте МАОУ "Гимназия № 4".
2. Адаптированные образовательные программы:
Адаптированные образовательные программы (АОП) разработаны индивидуально на каждого обучающегося с ОВЗ, содержат персональные данные, описание индивидуальных особенностей обучающихся, личную информацию и, в связи с этим, не могут быть опубликованы на сайте гимназии полностью.
Программы разработаны в соответствии с рекомендациями ТПМПК, ИПРА и на основании действующего нормативно-правового регламента в сфере инклюзивного образования, обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и требованиями к реализации ФГОЗ ОВЗ и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального, основного и среднего общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МАОУ "Гимназия № 4"
№
п/п |
Показатели условий организации обучения и воспитания учащихся с ОВЗ и инвалидностью |
Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
1 |
Наличие обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. |
В гимназии обучаются дети:
С ОВЗ:
- с нарушениями речи;
- с задержкой психического развития;
- с нарушением зрения.
Инвалиды:
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
|
2 |
Использование специальных учебников, учебных пособий
и дидактических материалов. |
В гимназии отсутствуют дети с ОВЗ и инвалидностью, нуждающиеся в этих средствах. |
3 |
Использование специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования. |
Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами
обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, это:
- мультимедийные комплексы (проектор, экран);
- интерактивные доски;
- оборудование лингафонного кабинета;
- ноутбуки ученические с подсветкой под ТСО;
- телевизоры, DVD, МФУ.
|
4 |
Предоставление обучающимся с ОВЗ, инвалидам, специальных технических средств обучения индивидуального пользования в постоянное пользование. |
Детям-инвалидам, находящимся на домашнем обучении, предоставляются в постоянное пользование ученические ноутбуки. |
5 |
Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь. |
В гимназии отсутствуют дети с ОВЗ, инвалиды, нуждающиеся в услугах ассистента, оказывающего техническую помощь. |
6 |
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий. |
В гимназии организована работа с родителями детей ОВЗ, учащимися ОВЗ, детьми инвалидами в части проведения консультации с социальным педагогом, заместителем директора по УВР, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, по направлениям:
- семейное консультирование;
- оказание психологической помощи;
- профориентация;
- развитие личностного самоконтроля;
- повышение самооценки личности;
- обучение эффективным формам поведения в стрессовой ситуации.
|
7 |
Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. |
Дети с ОВЗ, обучающиеся в гимназии, не нуждаются в особых условиях обеспечения доступа в здание.
Дети-инвалиды находятся на домашнем обучении, образовательное учреждение не посещают. |
8 |
Оказание консультативной и другой помощи обучающимся с ОВЗ и инвалидностью. |
Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, предусматривается:
- возможность индивидуального сопровождения и консультирования учащихся гимназии по организационным и общим вопросам;
- работа с семьей учащегося;
- методическая работа с учителями и педагогическими работниками;
- организация внеурочной (воспитательной) работы с учащимися;
- оказание содействия учащимся с ОВЗ в организации отдыха, временной занятости, трудоустройства и т.д.
|
9 |
Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ и инвалидов. |
Для разъяснения отдельных вопросов по изучаемым дисциплинам
преподавателями дополнительно проводятся индивидуальные консультации,
для информирования родителей имеется сайт школы, электронный дневник.
Форма проведения текущей и итоговой аттестации для детей с ОВЗ и инвалидов
может быть установлена с учетом психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования. Защиты проекта и т.п.).
При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов
в печатных и электронных форматах, адаптированных к ограничениям здоровья. |
- Педагоги гимназии прошли курсы повышения квалификации по организации работы с детьми ОВЗ.
- В случае необходимости (рекомендаций службы ПМПК), разрабатываются и реализуются специальные адаптированные образовательные программы для учащихся с ОВЗ, инвалидов, в соответствии с возрастом, особенностями здоровья и личности.
- Адаптированная программа разрабатывается с учетом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушения развития и социальной адаптации. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
- Разработкой адаптированной программы гимназия занимается самостоятельно (совместно с педагогом-психологом, социальным педагогом, учителями-логопедами и дефектологами).
- В гимназии ведется работа по созданию толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.
- В гимназии так же имеется версия официального сайта для слабовидящих.
При работе с детьми ОВЗ и инвалидами в гимназии используются следующие формы работы:
- Индивидуализация образовательного процесса;
- Целенаправленность развития способностей данной категории учащихся на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками;
- Формирование и укрепление мотивации к обучению и освоению образовательной программы посредством освоения адаптированной программы;
- Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ, и инвалидов посредством их занятости в творческих кружках, объединениях, спортивных секциях, а также организации общественно-полезной деятельности, включая социальную практику, профориентацию;
- Вовлечение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество.